Исмагамбетова Эльмира Абельхановна, воспитатель 1 категории, учитель-дефектолог

Картотека дидактических игр по речевому развитию.

 


«Кто как разговаривает?»

 Цель: расширение словарного запаса,развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называяживотных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаётголос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воетУтка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кторычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

 

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных,насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формыпредложного падежа с предлогом «в».

 Ход:Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок,возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка.Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт вбудке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт влогове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живётмедведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильнойконструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живётв берлоге».

 

«Подскажи словечко»

 Цель: развитие мышления, быстротыреакции.

 Ход:педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, асорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примерывопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роетнорки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – Укоровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитиемышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называеткакое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можноотнести к названному животному. педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит,идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

 

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнкапротивоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одноприлагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположнымзначением. педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупыйВесёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый

 

«Что происходит в природе?»

 Цель: закрепление употребления в речиглаголов, согласования слов в предложении.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаётвопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игружелательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце –что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает?- Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается,вылезает из берлоги.

 

«Кто можетсовершать эти действия?»

Цель:активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч,называет существительное, подходящее к названному глаголу.педагог:- Дети:Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное,человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

 

«Из чего сделано?»

 Цель: закрепление в речи детей употребленияотносительных прилагательных и способов их образования.

Ход:педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращаямяч, отвечает: «Кожаные».педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые Таз измеди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные

 

«Разложи по полочкам»

Цель:ориентировка в пространстве.

Ход:персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить нанижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшинына самую верхнюю полку.

 

«Кто кем был?»

 Цель: развитие мышления, расширение словаря,закрепление падежных окончаний.

 Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей,называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает навопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукойЛошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд –жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом– кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый– ребёнком

 

«Какой овощ?»

 Цель: развитие тактильного, зрительного иобонятельного анализаторов.

 Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают ипробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

 

«Что звучит?»

Цель:развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагогза ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик,деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

 

«Что бывает осенью?»

 Цель: учить временам года, ихпоследовательности и основным признакам.

 Ход: на столе лежат вперемешку картинки сизображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес,люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображенытолько осенние явления и называет их.

 

«Чего не стало?»

Цель:развитие внимания и наблюдательности.

Ход: педагогна столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит настоле. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. Атеперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ.«Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

 

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подборсуществительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названийосновных цветов, развитие воображения у детей.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называетприлагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называетсуществительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный-мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце,репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий-колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

 

«Чья голова?»

 Цель: расширение словаря детей за счётупотребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку,говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает:«…воронья». Например: У рыси голова – рысья. У рыбы – рыбья У кошки – кошачья Усороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья

 

 

«Четвёртый лишний»

Цель:закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способностьк обобщению.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называетчетыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой,красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно,хмуро, ясно.

 

«Один – много»

Цель:закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

 Ход: педагог бросает мяч детям, называя именасуществительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называясуществительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора– горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День –дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

 

«Подбери признаки»

 Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагогзадаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находяткартинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка насучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

 

«Животные и их детёныши»

 Цель: закрепление в речи детей названиидетёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости,внимания, памяти.

 Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называеткакое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этогоживотного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третьягруппа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, ульва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, улисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, узайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. Укоровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок,у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

 

«Что бывает круглым?»

 Цель: расширение словаря детей за счётприлагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход:педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен нанего ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце,луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента,шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом,шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

 

«Подбери словечко»

Цель:развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела –пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

 

«Обобщающие понятия»

Цель:расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитиевнимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждомуребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающемупонятию предметы. педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец,редиска

. Вариант 2.Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог: Дети:Огурец, помидор-Овощи.

 

«Хорошо – плохо»

Цель:знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи,воображения.

Ход: педагогзадаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на ихвзгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – этохорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, ноплохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живув городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо –не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

 

«Близко-далеко»

 Цель: развитие слухового внимания, остротыслуха.

 Ход: педагог за ширмой производит звучаниебольшой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки(большая или маленькая)

 

«Назови ласково»

Цель:закрепление умения образовывать существительные при помощиуменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход:педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок,возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать посходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка.Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце,зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка.Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице,кресло-креслице.

 

«Весёлый счет»

Цель:закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: педагогбросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным«один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но всочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол –пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь –пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пятьгусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пятьшапок Одна банка – пять банок.

 

«Угадай, кто позвал?»

Цель:различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход: водящийповорачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто егопозвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.

 

10 января 2020 в 09:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.