Исмагамбетова Эльмира Абельхановна, воспитатель 1 категории, учитель-дефектолог
|
Картотека дидактических игр по речевому развитию.
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса,развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называяживотных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаётголос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воетУтка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кторычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных,насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формыпредложного падежа с предлогом «в». Ход:Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок,возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка.Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт вбудке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт влогове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живётмедведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильнойконструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живётв берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстротыреакции. Ход:педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, асорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примерывопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роетнорки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – Укоровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитиемышления, внимания, воображения, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называеткакое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можноотнести к названному животному. педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит,идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнкапротивоположных признаков предметов или слов-антонимов. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одноприлагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположнымзначением. педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупыйВесёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речиглаголов, согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаётвопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игружелательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце –что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает?- Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается,вылезает из берлоги.
«Кто можетсовершать эти действия?» Цель:активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч,называет существительное, подходящее к названному глаголу.педагог:- Дети:Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное,человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребленияотносительных прилагательных и способов их образования. Ход:педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращаямяч, отвечает: «Кожаные».педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые Таз измеди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные
«Разложи по полочкам»
Цель:ориентировка в пространстве. Ход:персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить нанижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшинына самую верхнюю полку.
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря,закрепление падежных окончаний. Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей,называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает навопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукойЛошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд –жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом– кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый– ребёнком
«Какой овощ?»
Цель: развитие тактильного, зрительного иобонятельного анализаторов. Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают ипробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»
«Что звучит?»
Цель:развитие слухового внимания и наблюдательности. Ход: педагогза ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик,деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
«Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, ихпоследовательности и основным признакам. Ход: на столе лежат вперемешку картинки сизображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес,люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображенытолько осенние явления и называет их.
«Чего не стало?»
Цель:развитие внимания и наблюдательности. Ход: педагогна столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит настоле. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. Атеперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ.«Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подборсуществительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названийосновных цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называетприлагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называетсуществительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный-мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце,репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий-колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счётупотребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку,говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает:«…воронья». Например: У рыси голова – рысья. У рыбы – рыбья У кошки – кошачья Усороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья
«Четвёртый лишний»
Цель:закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способностьк обобщению. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называетчетыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой,красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно,хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель:закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход: педагог бросает мяч детям, называя именасуществительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называясуществительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора– горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День –дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря. Ход: педагогзадаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находяткартинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка насучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названиидетёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости,внимания, памяти. Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называеткакое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этогоживотного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третьягруппа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, ульва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, улисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, узайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. Укоровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок,у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счётприлагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход:педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен нанего ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце,луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента,шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом,шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Подбери словечко»
Цель:развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела –пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.
«Обобщающие понятия»
Цель:расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитиевнимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1.Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждомуребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающемупонятию предметы. педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец,редиска . Вариант 2.Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог: Дети:Огурец, помидор-Овощи.
«Хорошо – плохо»
Цель:знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи,воображения. Ход: педагогзадаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на ихвзгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – этохорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, ноплохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живув городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо –не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
«Близко-далеко»
Цель: развитие слухового внимания, остротыслуха. Ход: педагог за ширмой производит звучаниебольшой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки(большая или маленькая)
«Назови ласково» Цель:закрепление умения образовывать существительные при помощиуменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Ход:педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок,возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать посходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка.Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце,зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка.Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице,кресло-креслице.
«Весёлый счет»
Цель:закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Ход: педагогбросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным«один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но всочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол –пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь –пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пятьгусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пятьшапок Одна банка – пять банок.
«Угадай, кто позвал?»
Цель:различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов. Ход: водящийповорачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто егопозвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.
10 января 2020 в 09:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.