Исмагамбетова Эльмира Абельхановна, воспитатель 1 категории, учитель-дефектолог
|
Семинар -практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика"Семинар-практикум для воспитателей. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Если посмотреть содержание образовательной области речевое развитие по ФГОС дошкольного образования, то мы увидим, что у ребенка должно быть : владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Исходя из этого, направление и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Ведь именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому, выстраивание работы требует от нас новых подходов, форм и методов работы, использования инновационных технологий и вариативных форм, методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста. Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, которую я использую в своей работе. Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти), необходимых для правильного произношения звуков. Основные задачи артикуляционной гимнастики: - развитие подвижности языка - развитие достаточной подвижности губ - развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков. Виды артикуляционных упражнений: - статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок). - динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки). Большинство детей приходящих к нам в детский сад имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции. И я как дефектолог, работающий по совместительству в школе, обращаю на это внимание. На данный момент, работая в младше и средней группе, использую практические комплексы артикуляционных упражнений, которые могут быть использованы практически во всех возрастных группах, но требования к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе различные. В своей работе я использую картотеки артикуляционной гимнастики, пособие Флеровой «Логопедия», «Логопедический букварь» М.А.Жукова, «Логопедия» практическое пособие автор Руденко, а также интернет- ресурсы. С детьми младшей группы упражнения провожу в игровой форме. Объем требований к выполнению небольшой. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата. В средней группе готовят артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы. После этих звуков отрабатываются более сложные по артикуляции звуки с, сь, з, зь, ц. В старшей и подготовительной группе нужно уже следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движений, за умением плавно и быстро переключаться с одного движения на другое, что я и рекомендую воспитателям старшей и подготовительной группы. Дети этого возраста могут выполнять упражнения в любом темпе. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить. Для мотивации я использую различные сказки «Сказка о маленьком Язычке», на прогулке можно использовать «Язычок пошел гулять», в индивидуальных и подгрупповых занятиях можно использовать различных помощников: куклу Маша, Мишка, Зайка и т.д. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй недели. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике. 2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим. 3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз. 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например упр. «трубочка» (хоботок, дудочка, труба, гудит паровоз…) 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Артикуляционную гимнастику, можно использовать во время занятий и отдельно, в любое подходящее время. Поскольку, артикуляционная гимнастика не требует дополнительных материалов, ее можно делать в любом месте и при любых обстоятельствах. Эта работа способствует также развитию у ребёнка фонематического слуха. Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, в сказке происходят чудеса, и звуки преображаются. Приведу пример некоторых считалок и сказок. Считалка: раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем. Два – подуем в дудочки, губки, словно трубочки. Три – на губки посмотри, улыбаемся на «три». На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре». Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать. Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы. Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь. Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь» Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко. Десять – можно поболтать, поболтать и не устать. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: — улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); — улучшить подвижность артикуляционных органов; — укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; — научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; — увеличить амплитуду движений; — уменьшить напряжённость артикуляционных органов; — подготовить ребёнка к правильному произношению звуков --- и конечно развиваем речь ребенка. Таким образом, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому своих коллег и родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью. Спасибо за внимание. Успехов в вашей работе. 6 мая 2020 в 16:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.